Fish River Canyon
НамибияРека Фиш Ривер и каньон Фиш Ривер (африкаанс Visrivier) расположены на самом юге. Землетрясения и штормы, которые были здесь миллионы лет назад, придали здешнему рельефу неповторимую красоту, один из примеров которой – кратер потухшего вулкана Finger of God (Божий перст).
Река Фиш Ривер впадает в реку Оранжевая, по которой проходит граница между Намибией и ЮАР. Именно в этом районе расположено одно из природных чудес – каньон Фиш Ривер. Протяжённость каньона 161 км, ширина 27 км. Река врезалась в коренные породы на 550 метров.
Каньон занимает второе место по величине в мире после Гранд Каньон в США. На дороге, проложенной вдоль восточного борта каньона, множество смотровых площадок. Протяженность дороги – 25 км. Фиш Ривер – самая длинная река в Намибии. Во время сухого сезона река в каньоне пересыхает, распадаясь на отдельные озерца.
В период дождей, особенно в конце лета, на реке часты наводнения, сопровождающиеся стремительными потоками воды. В каньоне бьют несколько горячих источников. Самый известный из них – Аи-Аис (Ai-Ais). Считается, что 80-километровый пеший маршрут по каньону – один из самых трудных испытаний в юго-западной Африке.
Недалеко от реки, в открытой в 1969 году пещере «Аполлон-11», находятся самые древние в Африке наскальные рисунки – их возраст оценивается в 27 тыс. лет.
“Одно из главных чудес этой страны Фиш Ривер-каньон. Сто шестьдесят километров в длину и более двадцати в ширину, при этих размерах у него в отличие от американского Гранд каньона не устрашающая, хотя и величественная внешность. Утром, через час после восхода, у обрыва на бровке каньона, открывается залитое солнцем плато, в сорока – пятидесяти метрах под ногами, покрытое свежей зеленой травой и изрезанное множеством впадин, уводящих в еще темную поутру более углубленную часть, к руслу спрятанной низко-низко реки местами пересохшему, местами сохраняющему влагу. Противоположный берег каньона так далеко, что его очертания почти неразличимы в утренней бело-голубой дымке у горизонта. И безлюдье в картине, безлюдье как символ забвения и одиночества. Вечером за час, полтора до захода солнца на склонах провалов, обрывающихся в самую нижнюю глубокую часть, появляются вечерние тени, добавляя размытой фиолетовой краски в общий рисунок. Одновременно с этим в пейзаже появляется ощущение успокоенности и усталости от работы целого , в полную силу яркого солнечного дня.
Если ехать от каньона (который – крайний юг Намибии) к северу, пространство вокруг постепенно меняется, зелень исчезает и, насколько видит глаз, пространство вокруг являет собой каменную пустыню. Не могу себе представить, в результате какого разрушительного или созидательного, или то и другое вместе творческого процесса сотни квадратных километров безжизненной земли оказались равномерно «панированными» (это самое подходящее слово) камешками размером с почтовую открытку. Интересно, что края у камешков не округлы, а остры, словно лежат они так не тысячи лет, а надроблены и насыпаны вчера, или в, крайнем случае, позавчера. Пустыня иногда слегка всхолмляется, а иногда и вздыбливается горами.
В Намибии нет огромных гор с их неуемной величавостью, избыточной назойливой дробностью и плохо скрываемым высокомерием. Горы Намибии выпирают из окружающих равнин, как небольшие острова среди морской глади, чаще всего с вполне очерченной границей. Понятие «предгорье» здесь отсутствует. Если в других странах говоря «горы» во множественном числе, имеют в виду тип местности, то здесь правильно говорить «гора» в единственном числе. Образно говоря,если Аппенины, Балканы, Карпаты или Хибины сравнивать с горами Намибии, это примерно то же самое, что сравнивать большую швейную фабрику с портняжной мастерской или швеёй –надомницей.
Горы Намибии – это более или менее мелкие «единоличники», обладающие вследствие их скромных масштабов человеческим, даже если хотите, гуманитарным, а не космическим измерением. Они не кичатся своей неприступностью, но дарят глазу смягченные очертания, наполненные композициями разных оттенков, то коричневого, то синего, то фиолетового. Вообще, фиолетовый – здесь очень в ходу. Оттенков не счесть – от жухлого, едва уловимого, до неестественно мощного, брутального, густого, какого «в природе не бывает». Да еще и солнце вместе с тенью разыгрывают такие фиолетовые сцены, то в горах, то в придорожных камнях, то в дюнах пустыни Намиб!..” Марк Лившин для Tourboss